18.03.09
Страницы о городе » Скифы. Кобань-скифы

Кобань-скифы

Взаимодействие носителей Кобанской культуры и скифов представляет особый интерес.  Например,  раскопки  Улубаганалы в Карачаево  - Черкесии, проведенные  В.Б.Ковалевской, выявили смешанный этнический характер Кобанского общества VII – VI в.в. до н.э.  Между местными жителями и пришлыми народами существовало разделение труда:  первые занимались ремеслами, вторые были профессиональными воинами. Это яркий пример сосуществования двух народов и культур:  носителей Кобанской культуры и скифов.

Перейти на официальный сайт санатория Вилла-Арнест

Ранняя история скифов связана с военными походами в Переднюю Азию; она нашла отражение в ассиро - вавилонских клинописных документах, в трудах античных историков (Геродота), в книгах библейских пророков. В Прикубанье, Северном Причерноморье, Подонье и Центральном Предкавказье известны погребальные комплексы, содержащие вещи, изготовленные на Ближнем Востоке до конца VII в. до н.э. (Келермес, Красное Знамя, Криворожье, Мельгуновский курган, Новозаведенное).  Конец VII – начало VI в.в. до н.э. -  период  расцвета железного века, который совпал с установлением господства скифских племен, а так же послужил  одной из главных причин изменений,  ставших источником формирования скифской культуры.

Происхождение скифов – вопрос сложный и спорный. Геродот указывает, что скифы пришли из Азии. Под геродотовской Азией сейчас многие понимают Центральную Азию, с которой тесно связаны некоторые явления скифской культуры. Когда скифы продвигались на новые территории, их культура, несомненно, изменялась, накладываясь на местные культуры, превращаясь то, что сейчас называют «Скифская культура».

Предположительно, слияние и переоформление культур происходило достаточно быстро, это можно объяснить экономической и этнической близостью. По мнению многих ученых,  местные и пришлые племена были ираноязычными, что, несомненно, способствовало культурному сближению.

Скифская культура имела более широкое распространение, чем область расселения самих скифов. Хотя скифских поселений, особенно раннего периода, известно не так много.

Геродот писал, что скифы были кочевниками-скотоводами, путешествовали по степям в больших кибитках. Огромные стада скифских племен требовали постоянной смены пастбищ, поэтому их стоянки были короткими, а постоянных поселений было мало. В стадах преобладали лошади и овцы. Зерновое хозяйство имело немалое значение. Они, скифы, производили зерно на вывоз, в частности, в греческие города Северного Причерноморья.

Производство зерна требовало применения рабского труда. Кости убитых рабов часто сопровождают погребения скифов – рабовладельцев. Обычай убивать рабов при погребении господ известен во всех странах и характерен для эпохи возникновения рабовладельческого хозяйства. Наибольшего развития земледельческое хозяйство получило у скифских племен, живших по соседству с Ольвией, в Бугском лимане. Земледелие у скифов было пашенным.

В V – IV веках до н.э. скифы уже полностью овладели производством железных изделий. Так же у скифов были и другие производства: костерезное, гончарное, ткачество, но уровня ремесла достигла только металлургия.

В отличие от скифских поселений, которые встречаются не так часто, археологи исследовали курганы. (*О Кургане)

Отчет об археологической экспедиции 2003г.

В 2003 г. археологической экспедицией ГУП "Наследие" был о исследован курганный могильник «Белый уголь 2», расположенный на окраине г. Ессентуки. Курганный могильник расположен поблизости от долины рек Подкумок и Большой Ессентучок. В окрестностях города Ессентуки ранее были исследованы курган Франчиха и мавзолеи эпохи Золотой Орды

В ходе исследования данного памятника были получены новые материалы по истории района Кавказских минеральных вод в эпоху средней бронзы, раннего железного века и позднего средневековья.

При раскопках кургана 1 работы производились преимущественно вручную, что позволило проследить  детально стратиграфию курганной насыпи и несколько основных этапов в ее использовании.

В кургане исследовано 37 погребений различной степени сохранности, 3 кромлеха, прослежено 7 насыпей и 1 конструктивная прослойка, содержащая на своей поверхности вал. Среди исследованных в кургане погребений выделяются погребения 1, 2, 11, 13, 17, 21, 25 и 34. Среди подкурганных каменных конструкций выделяется своей конструкцией кромлех 2.

Работы были проведены в оптимальные для данной природно-климатической зоны края сроки – май-июль.

С 4 мая по15-июля  2003 г. археологическая экспедиция ГУП «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края (директор предприятия А.Б. Белинский, начальник отряда В.А. Бабенко) проводила охранные раскопки курганного могильника «Белый уголь 2». Работы проводились по Открытому листу № 95 от 25 апреля 2003 г. (форма №4), выданному на имя Бабенко Виталия Александровича. Курганный могильник «Белый уголь» был частично исследован в 1989 г С.Н. Кореневским. Тогда остались неисследованными курган 1 высотой около 3,7 м и диаметром около 40 м, на котором располагался пункт триангуляции и курган 2.

Курган 1 был расположен на левом берегу долины р. Подкумок, на высоком мысу, образованном устьем р. Большой Ессентучок, рядом со станцией «Белый уголь», на западной окраине города Ессентуки. Он занимал господствующее положение в долине Подкумка, с него открывается хороший обзор на большинство гор-лакколитов Пятигорья, долины рек Большой Ессентучок и Бугунта, а также на подступы к Кисловодской котловине. В окрестностях станции «Белый уголь» в разные годы были исследованы курган Франчиха и мавзолеи эпохи Золотой Орды.

К 2003 г. курган 2 попал в черту застройки микрорайона «Южный» г. Ессентуки, а на кургане 1 в ноябре 2002 г. ЗАО «Спектр-Телеком» (г. Кисловодск) предпринял попытку установки ретрансляционной башни радиотелефонной мобильной связи "Мегафон". В результате, вершина курганной насыпи была сильно срезана, высота кургана снизилась до 2,8 м. Его полы были засыпаны отвалами, в центре образовавшейся площадки было вырыто с помощью экскаватора 3 шурфа под фундаменты опор башни площадью около 25 кв.м. и глубиной около 4 м каждый. Шурфы затронули 15 погребений, возможно, еще некоторое их количество было уничтожено. В восточной поле, в охранной зоне были установлены опоры линии электропередачи, которые серьезно затруднили работу бульдозера в 1-й северной траншее. Судя по профилям западных и восточных бортов строительных шурфов, курган был сооружен на краю мыса, у самого обрыва в долину р. Подкумок.

Исследование насыпи началось с зачистки бортов строительных шурфов. В результате было установлено, что курганная насыпь имеет сложное строение. Северо-западный шурф получил наименование «шурф 1», южный – «шурф 2», северо-восточный – «шурф 3».

После перемещения отвалов с помощью экскаватора Э-153 с ковшом объемом 0,153 м3 , было разбито 3 бровки ориентированных по азимуту 70 гр. Расстояние между осевыми линиями центральной и 1-й южной бровки составило 8 м, между осевыми линиями центральной и 1-й северной бровок – 9 м. Ширина 1-й южной бровки составила 1 м, центральной – 1,5 м, 1-й северной – 1,8 м. Критерием для выбора ориентировки бровок и их ширины явились конфигурация и взаимное расположение строительных шурфов, плотность грунта на различных участках насыпи (на участке северной бровки насыпь была сложена из чернозема).

В 1-й северной и 1-й южной траншеях работы проводились в 2 этапа: первоначально были исследованы погребения в бортах строительных ям, которые препятствовали работе бульдозера. Центральная часть насыпи, охватывающая ее древнейшее ядро, была исследована практически вручную. Вручную проводилась трассировка бровок, на участках, прилегающих к бортам шурфов. Также вручную разбирались перемычки между шурфами. Одновременно проводилась прорезка крайних траншей до уровня залегания каменных кромлехов. Кромлехи расчищались вручную, техника использовалась только для перемещения отвалов. При раскопках кургана использовался бульдозер на базе трактора Т-74 с ножом шириной 2,5 м.

Все объекты на раскопе привязывались на общий план с помощью координатной сетки и триангуляционным способом.  При этом бралось расстояние от точки привязки погребения (Т. П.) до двух, разнесенных не менее чем на 4 м друг от друга точек на осевой линии бровки. В тех случаях, когда погребения входили хотя бы в один из фасов бровки, они привязывались к осевой линии бровки. При фотофиксации погребений в качестве масштабной линейки использовалась, как правило, метровая  рейка с делениями ценой 10 см. При фиксации больших по площади каменных конструкций и ям использовалась 3-х метровая нивелирная рейка с сантиметровыми делениями и 4-х метровая нивелирная телескопическая рейка с сантиметровыми делениями. Для указания направления на север использовалась стрелка  общей длиной 25 см.

В связи с тем, что диаметр внешнего каменного кольца каменной подкурганной конструкции превышал 40 м и тем, что курган располагался на краю склона, не было технической возможности сфотографировать конструкцию целиком. Поэтому она фиксировалась по секторам (участкам траншей). Затем проводилась прорезка центральных траншей до уровня залегания кромлеха. После фиксации и разборки бровок производилась расчистка и фиксация оставшихся частей кромлехов. В нескольких случаях погребения образовывали узлы, например, погребения 6, 10, 9 и 12. Поэтому погребения исследовались в соответствии с очередностью их впуска в насыпь. В отчете их описание дается в соответствии с последовательностью их исследования. Ряд находок находится на реставрации. Ввиду сильной поврежденности процессом коррозии их графическая фиксация  и работа с ними была затруднена. В ряде случаев даны их фотографии.

В работе экспедиции принимали участие зам. директора Ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве кандидат иисторических наук Савенко С.Н. (научный консультант), Ляхов С.В., экспедиционные художники А.М. Балатрук И.В. Егоров и Е.И. Телишев. Топосъемка кургана и окружающей местности была проведена топографом Барабановым П.Ю.  Периодически, принимали участие в расчистке каменных и кирпичных конструкций студенты педагогического колледжа (пос. Иноземцево, г. Железноводск) во главе с кандидатом исторических наук Ю.Ю. Клычниковым и учащиеся МОУ СОШ №12 (г. Ессентуки).

Мертвых скифы хоронили в ямах (*о ямных погребениях) или в катакомбах (*о катакомбных погр.) Костяки в таких погребениях лежат вытянуто на спине, а не скорченно, как в предшествующих культурах. В могилах встречаются различные вещи (рассказ по стенду по - предметно).

В некоторых случаях отмечается новое явление: сильное имущественное расслоение. Встречаются курганы маленькие и большие; одни погребения почти без вещей, другие с огромным количеством золота и серебра.

Скифы, если верить Геродоту, поклонялись мечу (показ).

Архаичные скифские стрелы (показ) плоские, часто с шипом на втулке. Все они втульчатые, т.е. имеют специальную трубку, в которую вставляется древко стрелы. Классические скифские стрелы тоже втульчатые: они напоминают трехгранную пирамидку, или трехлопастные, то есть грани пирамидки развились в лопасти. Скифские стрелы бронзовые. Бронза, наконец, завоевала себе место и в производстве стрел, но остальные виды оружия были уже железными. Скифы великолепно стреляли из лука с коня и пешими.

Все права сохранены  ©  Ессентуки музей

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://essmuseum.ru/article/a-10.html