Погода в городе
Яндекс.Погода
RSS / MAP / W3C

RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
Наши гости

Страницы о городе

Быт и культура терских казаков

Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку».  Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты.

Традиционно в каждом казачьем, так же как и в горском доме, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же - шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь - сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом. Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени, и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.

Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки, так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас.

Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты порою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую, мирную жизнь.

Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу.

О появлении слова "казак" в различных научных исследованиях приводятся разные версии.

Систематизация всевозможных исследований происхождения и значения слова "казак" выявляет основные три направления:

1.  Мифологическое. Среди самих казахов был широко распространен миф о том, слово "казах" произошло от слова гуси-лебеди (по казахский гусь-лебедь переводится как каз, казах - белый лебедь).

2.  В переводе с древнетюркского слово "казах" переводится как "свободные", "отделившиеся люди", "храбрые, свободолюбивые люди", "удалые воины".

3. Название "казак" произошло от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово "казах".

Видный казахский ученый ХIX века Шокан Валиханов писал, что "казах" произошло от военного термина, обозначавшего "храбрый, бесстрашный воин". Известный русский ученый В. В. Радлов поддерживал мнение, что слово "казак" значило "свободный, независимый человек". Русский историк Н. Карамзин свидетельствует про название козаки, что "вероятно, оно в России древнее Батыева". Карамзин делит тюркских козаков на "Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов". Слово имело хождение от Урала до Азова. Означало удалой народ. По мнению академика Н. Я. Марра, термин "казах" имеет отношение к названиям племен кас, каспи, каски, косоги. Чешский академик Б. Грозный пишет: "Касахи" гуннское племя, обитавшее на западе Каспийского моря. Корнем слова "касах" является "кас", "каз". Слова "Каспий", "Кавказ" происходят от одного корня". Казахский академик Алькей Маргулан связывает название "казах" с государством хазаров, обитавшими на берегу Каспийского моря и его мнение поддерживает известный ученый Рамстедт, говоря, что слова "казах" и "хазар" происходят от одного корня. Ученый А. Н. Бернштам высказывает мнение, что термин "казах" произошел от слияния названий древних племен каспиев и саков. По его предположению, изменение произошло по схеме каспи -сак, кас - сак, затем казах. Казахский историк М. Акинжанов говорит: "Слово "казах" происходит от двух слов "кас" (настоящий,  истинный) и "сак" (название древнего племени). Казахи – древний  народ, возникши из двух ветвей народностей (гуннов и саков) тюркского, монгольского происхождения". Живший в 905-959 годах Византийский император Константин VII Багрянородный упоминает в своих сочинениях страну Казахию, расположенной между Каспийским и Черным морями.

Страниц: 1
Опубликовано: 07.03.09 | Просмотров: 5283 | Печать