Погода в городе
Яндекс.Погода
RSS / MAP / W3C

RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
Наши гости

Страницы о городе

Аланы

Уже в I в. н.э. этноним «аланы» становится собирательным, общим для всех и для большинства сарматских и родственных им североиранских племен.

Существует и иная точка зрения на происхождение алан. Имеются данные, указывающие на среднеазиатское, «массагетское» происхождение алан. Несмотря на общепризнанность значительной связи племен скифо-сарматского периода и аланских племен, до сих пор вопрос истории алан скорее является дискуссионным.

По материалам археологических раскопок была выделена группа катакомб III – V в.в. н.э., которые были связаны с первой крупной волной аланов, закрепившихся на территории Предкавказья.

  Но ранняя история алан рассматривается в рамках c I – по IV в. н.э. (нижняя дата – относится ко времени первого упоминания алан в письменных источника;  верхняя  - же связана с гуннским нашествием, завершившим ранний этап аланской истории).

Основным типом погребения алан считается катакомба. Первоначально погребения алан содержат в себе дорогие вещи, что могло указывать на обособление племенной знати. Но  последующей период истории алан  говорит о некотором спаде прикладного искусства: изделия обычно бывают из бронзы, грубо украшены камнями и стеклянными  вставками. Художественные традиции античного мира прекратились.

Во 2- ой половине IV в. н.э. племена гуннов быстро продвинулись из Приуралья  на запад. Часть аланов ушла вместе с гуннами дальше на запад, а другая часть подвинулась в Предкавказье, где осела. Это период V – IX вв. н.э.

В V веке у алан распространяется плужное земледелие, развиваются ремесла: металлообрабатывающее, ювелирное, деревообрабатывающее, кожевенное и особенно гончарное. Сосуды сделаны на гончарном кругу и покрыты лощением. Преобладают кувшины. Из металлических изделий характерны небольшие боевые топорики. Инвентарь погребений указывает на резкое имущественное расслоение аланского общества, находившегося на последней стадии разложения первобытнообщинного строя. Расцвет аланской культуры приходится на VI в. н.э., когда аланы в связи с ирано-византийскими воинами выходят на международную арену как самостоятельная сила. В VII – VIII вв. аланы стояли на пороге образования феодального государства. С конца VI в. начинается период проченной дружбы западных алан с Византией.

Как показывают источники, в V – IX вв. н.э. аланами были заселены равнины предгорные и горные районы Центрального Предкавказья. Разные географические условия вели к появлению разных типов жилищ. Все еще развивалось производство, например, ювелирное   - поясные пряжки повторяли некоторые образцы, перекочевавшие из Византии или сибирско - среднеазиатские образцы; но можно выявить и местный тип пряжек и поясных накладок.  Сохранилось,  в большей степени,  самостоятельное ремесло, основывающееся на позднекобанских традициях, в изготовлении зеркал, амулетов, керамике и стеклянных бус и т.д.

Если проследить торговые нити, связывающие северокавказских алан с Индией, Китаем, Сирией, то мы увидим четко вырисовывающийся отрезок Великого шелкового пути. По этому пути,  через Северный Кавказ,  в частности через перевалы, ведущие к верховьям Кубани, шли,  оседая в руках владельцев перевалов, в виде пошлины,  даров, платы за проводников и коней, предметы торговли: византийские монеты,  шелка (византийские, сирийские, египетские, финикийские, согдийские и китайские),  стеклянные сосуды (Египед, Финикия),  мозаичные бусы (Александрия), некоторые типы стеклянных и каменных бус (Индия), китайские картины на шелке, одежда.

Находки орудий труда очень немногочисленны в погребениях (тесла-мотыжники, топоры и долота) и однотипны в поселениях (ступки, вращающиеся жернова, пряслица).

Оружие. Оружия на аланских памятниках тоже меньше, чем в Причерноморье и Дагестане, хотя набор его вполне определен. В погребениях IV- V в.в.,прежде всего, встречаются луки с крупными костяными накладками, железными втульчатыми и костяными черешковыми стрелами. По материалам, отнесенным к VI – VII в.в., можно представить себе аланского воина в виде тяжеловооруженного всадника с  длинным  прямым  мечом  сарматского типа, с кинжалом, сложным  луком с набором крупных железных  черешковых наконечников  стрел, копьем с ланцетовидным  наконечником, булавкой,  арканом. Всадники и, возможно, кони одеты  в кольчужную броню.

Для VIII – IX в.в. н.э. характерно появление сабли – оружия прежде всего евразийских кочевников.

Керамика.

При одном погребенном в V в. ставили до 6 сосудов, в VI - VII в.в. – чаще  всего  - 3, в VIII – IX в.в. – 2,  а в IX в. – один.

Аланская керамика обладает рядом специфических отличительных черт:

1)  характер обжика (серый цвет в изломе и на поверхности);

2)  характер лощения (черное,  блестящее,  полосчатое, сплошное, из заштрихованных треугольников , ромбическое и так далее.);

3)  порпорции сосудов;

4) место расположения ручки;

5) высокий процент клейменной  посуды, тип клейм и т.д.

Зеркала.  Сравнительное изучение зеркал показало, что за одним исключением (Джераховское ущелье), нет двух зеркал, отлитых в одной форме: зеркала изготавливались в глиняной форме на заказ и были, видимо, личными оберегами человека. Время производства зеркала, другими словами его хронологию, можно определить по тщательности исполнения. В V в., например, они были изготовлены более аккуратно, чем поздние.  На протяжении периода V-XII в.в. наблюдается  тенденция к увеличению их диаметра.

Амулеты.  Металлические амулеты своим разнообразием и массовостью так же являются специфической особенностью аланской культуры.

Как правило, амулеты являются неотъемлемой частью инвентаря женского погребения, за исключением амулетов в виде всадников, найденные в мужских захоронениях.

Так же амулеты являются прекрасным датирующим материалом. В V в. нет металлических амулетов (видимо, для этой цели использовались бусы и, возможно, зеркала). В VI – VII вв. выделяются два типа антропоморфных подвесок, подвески (или фибулы) с птичьими головками по краю, крупные кольцевидные подвески (9 и 11 утолщений). К VIII – IX вв.  относится расцвет металлических амулетов, появляются несколько десятков типов солярных амулетов, амулетов-коней и всадников, оленей и козлов, человеческих фигурок, вписанных в кольцо, солярных-зоомрфных.

Возможно, амулеты как-то связаны с родовой принадлежностью (например, род оленя, орла и т.д.) или же местом в военной иерархии. В порядке гипотезы, предполагается, поскольку у индоиранских племен культ коня тесно связан с царской властью, то амулет в виде взнузданного и оседланного коня или всадника свидетельствует о принадлежности воина к царской дружине, нечто вроде гвардейского знака.

Интересно то, что к середине IX в. происходит резкое уменьшение разнообразия типов амулетов и наблюдается спад их числа, в ряде случаев на смену металлическим амулетам приходят шарики в оковке на цепочке, которые редко, но встречались в ранние периоды, наряду с другими типами.

Поясные наборы и пряжки. В эпоху переселения народов количество свешивающихся ремешков и поясных украшений (бляшек, накладок и небольших наконечников) и материал, из которого они изготовлены (золото, серебро, инкрустации драгоценными камнями или стеклом), имели определенную смысловую нагрузку. На территории Центрального Предкавказья известно около 2 тыс. деталей поясов.

 

Закажите путевку на официальном сайте санатория имени 30-летия победы.

Страниц: 1
Опубликовано: 03.03.09 | Просмотров: 3184 | Печать